Комплекс Клеопатры

  Незнаю отчего, но подумалось что надо рассказть эту историю.

   Я читал об этом комплексе давненько лет 20 назад. И теперь она не утратила своего блеска и необычности. Все идет по спирали. Все повторяется, просто разные ценности и стоимости на чаше весов жизни,или сама жизнь..

Комплекс Клеопатры

      Когда-то египетская царица Клеопатра нашла весьма забавным быть доступной для всех. С тем условием, что за ее ласки мужчина заплатит жизнью. Была ли она рабой любви? Безусловно. Но в большей степени она была рабой тщеславия.

      Современные женщины, успешные в социальном плане, зачастую проявляют себя очень похоже. Собирательный образ современной Клеопатры выглядит следующим образом: красавица, умница, независимая, преуспевающая, знающая себе цену. Она практически не имеет недостатков. Дома - чистота, порядок, на службе - ценнейший специалист. Она проявляет безупречный вкус в одежде, ухоженный вид, умение держать себя в обществе. Естественно, такая женщина пользуется повышенным успехом у мужчин, и претендентов на ее руку и сердце всегда хватает. Дама проводит взвешенную селекцию кавалеров и самого достойного определяет в мужья.

      Однако крайне редко бывает с ним счастлива. А все потому, что находится в плену комплекса Клеопатры, как его определяют психоаналитики.

      Итак, все начинается, как в сказке: марш Мендельсона, эксклюзивное свадебное платье из дорогого бутика, кадиллак у Дворца бракосочетания, путевка на Мальдивы или Фиджи. Но вот заканчивается медовый месяц, и счастливый избранник выясняет, что обязан интеллектуально, сексуально и эмоционально соответствовать высоким требованиям своей второй половины.
      У такой женщины по определению не может быть ординарного спутника. Окружающим тоже совершенно ясно, что рядом с ней может оказаться только незаурядная личность. Супруг всячески склонен доказывать "Клеопатре", что она не ошиблась в выборе. Условно говоря, мужчина начинает жить как бы стоя на цыпочках, чтобы быть вровень со своей идеальной женой.
      Но через некоторое время оказывается, что муж не в полной мере соответствует тем высоким критериям, по которым был избран. "Царица" начинает выказывать недовольство, упрекать свою вторую половину. У половины это вызывает состояние, близкое к панике. Во что бы то ни стало мужчина стремится доказать, что ставка на него была сделана правильно. В ход идут последние козыри. Его любовь становится аргументированной, секс - доказательным, работа - сверхурочной, на износ.

      Чтобы поддержать иллюзию суперменства, мужчина начинает совершать ошибки. Наспех пишутся книги, второпях совершаются сделки, берутся необдуманные кредиты и тому подобное. Чтобы не разочаровать супругу в постели, заезженный работой муж начинает использовать стимуляторы. 

      Чрезмерные нагрузки исчерпывают силы, которые не до конца и не полностью восстанавливаются. Кроме того, принося себя в жертву горячо любимому существу, мужчина для восполнения материальных издержек зачастую жертвует своим духовным и интеллектуальным потенциалом. Часто, желая обеспечить жене достойное существование, муж оставляет любимую работу, меняет профессию. Но "царица" с хладнокровием патологоанатома продолжает хронометрировать и констатировать признаки деградации не оправдавшего ожидания супруга. Даже когда "Клеопатра" хвалит своего "вассала" за усердие, ее надменная снисходительность в очередной раз убеждает его, что жена совершенна, а он "не дотягивает".

      Перенапряжение, в конечном итоге, сказывается на его здоровье и эмоциональном состоянии. Муж утрачивает последние остатки энтузиазма и любовной пылкости. Теперь он уже не супермен, а потенциальный клиент психотерапевта. Варианты решения проблемы для надорвавшегося мужчины: употребление спиртного, "уход в болезнь", жалость окружающих, сострадание родителей.

      У благополучного в прошлом человека формируется комплекс жертвы. На заключительном этапе отношений мужчина уже готов отказаться от всего, что некогда составляло смысл его жизни. Это и есть духовная смерть, а стало быть, "Клеопатра" получила желаемое.

Как правило, бывшая жена быстро находит нового претендента на царское ложе, а ее предыдущая пассия утешается рядом с женщиной, имеющей прямо противоположный характер. Между тем утраченная самооценка и самоуважение полностью не восстанавливаются. Подобные мужчины, как граната с вынутой чекой, способны в самый неожиданный момент взорваться и больно ранить любящую его женщину. Причем отыгрываясь на другом "объекте", поскольку не испытывают угрызений совести.

      Мужчины склонны к обобщению и, потерпев фиаско в прошлой семейной жизни, начинают всех женщин стричь под одну гребенку.

      "Клеопатра" же ни в коей мере не винит себя за развал отношений и не чувствует ответственности за происшедшее. К низвергнутому с пьедестала супругу она относится жалостливо. Она всерьез уверена, что трагедия произошла лишь по той причине, что муж оказался недостоин ее. История любви повторяется снова и снова с неизменным финалом.
Нужно сказать, что "Клеопатра" - типаж довольно часто встречающийся. И речь не идет о злодейках, вконец испорченных алчным прагматизмом. В чем же проблема? Ведь женщина, затевая брак, не имела целью сломать супруга, она хотела построить с ним гармоничные отношения, "жить долго и счастливо и умереть в один день". Однако так называемая "фиктивная цель превосходства" - основное условие ее жизни.

      Любопытно, что внутренняя психологическая установка у таких женщин, как ни парадоксально, сопоставима с постоянным чувством неполноценности. Вторгаясь в судьбу другого человека, она заставляет его поддерживать свой престиж. Возможно, подсознательно "Клеопатра" хочет довести дело до борьбы с мужчиной и одержать над ним победу. Ею движет не чувство любви, а желание триумфа. Отсюда постоянные испытания, необоснованные претензии, нетерпимость к слабостям и ошибкам. Отсюда и прогнозируемый развал отношений. 

      В чем же причина подобного сценария отношений? Как утверждают психологи, "Клеопатры" не в полной мере осознают себя: женщинами. Возможно, это огрехи воспитания. Согласитесь, в настоящее время родители поощряют девочек проявлять свои способности в науках и искусствах, убеждая, что счастья можно добиться только в том случае, если твердо стоишь на ногах. На первом плане у девочек стоит профессиональная успешность, а построение семьи кажется вещью малозначимой. Их не готовят к роли жены, хозяйки дома, матери, полагая, что это вещи само собой разумеющиеся и образуются как-то сами собой.
С ранних лет, пытаясь достичь успеха в той или иной области, женщины начинают сталкиваться с мужской конкуренцией. А поскольку из девочек пытаются воспитать лидеров, то неосознанно, на невротическом уровне все мужчины воспринимаются ими не как партнеры, а как соперники. Чем больше побед одерживают такие женщины в своей карьере, тем сильнее это соперничество. Таким образом, в их сознании все ставится с ног на голову.
      "Царицы" не любят, а награждают любовью, не обсуждают с мужчинами проблемы, а дают указания, не сочувствуют их промахам, а обвиняют. Начальственный подход они переносят из стен офисов в домашние стены.

      Если вы оглядитесь вокруг, вы встретите большое количество подобных женщин. Это может быть ваша начальница - утонченной красоты женщина, блестяще образованная и эрудированная, очень сексапильная, но при этом живущая одиночестве. Это может быть даже ваша подруга. А возможно, в "Клеопатре" вы узнали себя?

      Кстати, термин комплекс Клеопатры принадлежит психологу Илье Гернету. Именно он выделили и обозначил эту проблему и дал несколько рекомендаций.

      Начать следует с реабилитации собственного тела. Замечено: такие женщины на подсознательном уровне рассматривают физическую близость как свое поражение. "Беря" ее, мужчина как бы оказывается сильнее. Сексуальное превосходство партнера она воспринимает как унижение, потому, как правило, "царица" зажимает свою чувственность. Она не стремится получить удовольствие, занимаясь любовью, поскольку боится потерять контроль над ситуацией. Свое тело "Клеопатра" вручает мужу как поощрительный приз, давая ему попользоваться им, но при это не впуская в данную сферу свои эмоции. Преодолев сексуальный зажим, такая дама получит новый источник наслаждения. И это станет ее первой женской победой.

      Как правило, у таких женщин мало подруг, но есть хорошие друзья мужчины. Это потому, что, имея мужской склад характера, "царицы" воспринимают настоящих женщин немножко "недочеловеками". С мужчинами же им интересней и проще. Правда, до той поры, пока представители сильного пола не начнут проявлять себя как вероятные сексуальные партнеры. Тогда вновь срабатывает "механизма защиты".
      Нужно научиться общению с приятельницами. Не просто проявлять к ним лояльность, а стараться понять мотивировку поведения. Если у подруги разваливается брак и она обращается за советом, желательно удержать ее от решительного шага. Это может стать отличной психологической практикой. Разбирая поведение приятельницы, "царица" что-то уяснит и для себя. Ведь собственное поведение она склонна оправдать, а в отношении другой женщины можно проявить объективность.

      "Клеопатре" нужно менять стилистику поведения с мужем. Ей необходимо отказаться от администрирования в семье, не переносить свой социальный статус в дом. Не пытаться контролировать все участки семейной работы, а разделив обязанности, разделить и ответственность. 

      И последнее. "Клеопатра" - это действительно тяжелый случай. Ну что поделать, коли вы такая умница! Ну не вешаться же из-за того, что у вас в подчинении уйма народа и зарплата заоблачно высока! Лучший выход из создавшейся ситуации - найти мужа с абсолютно другой профессией. Желательно - творческой. 

      А теперь несколько выводов:


      1. Первое, что должна сделать "Клеопатра", - четко представить себе дальнейшие перспективы. Если это "дикая" женщина, комфортно чувствующая себя в одиночестве, то после первой попытки брака она непременно успокоится и будет прекрасно существовать сама по себе, не доканывая мужчин в попытке "подладить" их под себя.
      2. Если "Клеопатра", на беду свою, "домашняя" женщина, ей стоит поменять отношение к мужскому полу и, соответственно, линию поведения. Спасение брака можно поставить как условие задачи, требующей обязательного решения.
      3. В борьбе с комплексом Клеопатры лучше всего прислушаться к советам Ильи Гернета. Нужно обратить ваше внимание на три вещи: реабилитацию чувств и ощущений собственного тела, умение общаться с приятельницами и изменение стиля поведения с партнером.