Креативная экономика это интересно. Миллиардные потенциалы за идеи!

    Успехи  мыслящих экономически настроенных граждан Росси пока не велики -  названа только  лабаратория Касперского с заработком 500 млн $ - весьма впечатляет - за экспорт мозга))

   Комерсант  "Секрет фирмы" расскажет это лучше меня:

Вывоз мозга

Фото: Варвара Аляй
Креативные индустрии могли бы стать будущим драйвером роста для российской экономики, увядшей до 1-2% годового роста. Правда, наш рэнкинг экспортеров идей показывает, что государству и креативному классу еще надо много работать, чтобы резко повысить градус творческой конкуренции и создать правила, защищающие карман талантливого творца.

Текст: Сергей Кашин

Не рыба, не мясо и не нефть

Ежегодный обзор несырьевого российского экспорта, который СФ делал в 2011 и 2012 годах, каждый раз вскрывал одну и ту же проблему. Этот экспорт, назовем его производственным, в значительной степени состоит из вывоза товаров практически без добавленной стоимости. Хотя вывоз рыбы или железных болванок сырьевым не назовешь, но и высокотехнологичным он точно не является. Против жесткого определения Ручира Шармы в его книге "Прорывные экономики" нечего возразить: "Россия не создает по сути ничего. На московской бирже не зарегистрировано ни одной крупной и конкурентоспособной на мировом рынке производственной компании. Весьма печальный исход для страны, которая первой отправила человека в космос и дала миру 27 лауреатов Нобелевской премии".
СФ решил изучить потенциал креативной экономики и креативных индустрий — еще одного источника роста экономики. Этот термин, как говорит Георгий Никич, член правления Международной ассоциации искусствоведов, сейчас легко можно встретить в документах муниципалитета столицы и нескольких других городов. Понятие креативной экономики совсем еще юное. В 1998 году британское министерство — департамент культуры, медиа и спорта — придумало классификацию креативных индустрий, пригодную для измерения креативной экономики в стране, ее вклада в ВВП. В 2001 году Джон Хокинс написал книгу "Креативная экономика", в 2002-м начались продажи "Креативного класса" Ричарда Флориды, в 2006 году Чарльз Лэндри создал свой "Креативный город". Ну а в России в 2012-м в массовый оборот вошел термин "креаклы" (от "креативный класс").
Заметно явное пренебрежение, сквозящее в этом определении. Обычно люди, его употребляющие, считают российский "креативный класс" не способным ни на что, кроме копирования и выкачивания денег из малограмотных заказчиков. Наши поиски лидеров экспорта идей (продуктов творческих отраслей) показывают, что у этого пренебрежения есть веские основания. В каждой из 12 креативных индустрий — как их перечислил британский департамент — мы выбирали одну компанию, опередившую по сумме экспорта всех остальных конкурентов. Так как эти рынки малоизучены, мы положились на мнение экспертов и их оценку сумм экспорта игроков. Когда это было возможно, мы спрашивали у победителей, верна ли экспертная цифра.
Экспорт мы выбрали потому, что считаем факт продажи за границу хорошим мерилом профессионализма и зрелости отрасли. Компания, которая "не в теме", вряд ли может рассчитывать на успех за пределами России. Если смотреть глобально, результаты нашего рэнкинга, составленного на основе опроса отраслевых экспертов, могут стать аргументом для пессимистов.
Суммы, которые зарабатывает большинство лидеров нашего рэнкинга за рубежом, не вышли бы за рамки микро- и малого бизнеса, как их понимают на Западе: от десятков тысяч до десятков миллионов долларов в год. Для шестой экономики мира с двухтрилионным ВВП это — слезы. Фактически в наш список вошли пионеры, которые пробуют на зуб международные рынки и лишь учатся играть по тамошним правилам.
Единственное исключение — программное обеспечение. Безусловный победитель в нашем рэнкинге — "Лаборатория Касперского" — в прошлом году получил от заграничных продаж $500 млн (см. материал "Вирусные нолики"). Это весьма позитивный результат, показывающий, что по крайней мере отчасти Россия "в тренде". Ведь софт, вместе со СМИ и литературой, занимает до половины объема креативной экономики в развитых странах.
Экспорт продукции креативной экономики очень часто считают частью так называемой "мягкой силы" государства. Люди, которые смотрят американское или французское кино, читают книги японских авторов или пользуются итальянскими дизайнерскими вещами, легче и позитивнее воспринимают набор ценностей того общества, к которому принадлежит автор. Не считая софта и классической музыки, нашу страну "снаружи" не очень видно. Если Россия, как Атлантида, опустится на дно морское — пожалуй, никто этого не заметит. Стране с комплексом великой державы должно быть обидно, что ее исчезновение приведет только к тому, что европейцам немного дороже "встанет" зимнее отопление.