Пиращики кремля хотят готовить по Формуле-1


   Интересная кухня формулы-1 приоткрывает некоторые свои секреты успешности. Но нутру ли нам придется это блюдо? читаем полностью:

Жизнь по Формуле
Российско-британская команда Marussia готовится опровергнуть расхожее мнение о том, что подиум Королевских гонок только для наиболее обеспеченных участников
Екатерина Шипилова
Накручивание «пончиков» под стенами Кремля – отличный способ провести воскресенье. Именно так отозвался о шестом по счету шоу Moscow Сity Racing в своем Twitter пилот российско-британской команды «Формулы-1» Marussia F1 Team Макс Чилтон. Дождливый июльский уик-энд 2013-го стал в определенном смысле историческим: звезды Королевских гонок последний раз приехали в Россию в ранге туристов. Уже в следующем году постолимпийский Сочи примет дебютное отечественное формульное Гран-при, где все будет по-настоящему: адреналин, скорость, эмоции. Словом, не до «пончиков». И ведь грядущий сезон тем интереснее с учетом одобренной «формульными» боссами революции: на смену атмосферным двигателям приходят турбированные агрегаты. Как это отразится на характере борьбы, предсказать сложно, но секрет успеха в «Формуле-1» в любом случае заключается не только в быстрых машинах и первоклассных пилотах. Без одного ингредиента эти две составляющие не работали бы: речь, конечно, о деньгах. Хотя руководители конюшни Marussia всерьез рассчитывают доказать, что даже у команд с небольшим бюджетом могут быть хорошие перспективы.
Миллион в добрые руки
Трудно поверить, но еще совсем недавно единственным фактом, связывающим Россию и Гран-при «Формулы-1», были трансляции на наших телеканалах. Однако за последние годы ситуация в корне изменилась. Дебют Виталия Петрова за рулем болида, появление отечественных спонсоров Королевских гонок и первой русско-британской команды Marussia, а также предстоящее в 2014-м Гран-при Сочи – все это не осталось незамеченным. Очевидно, россиянам происходящее нравится: по данным опроса ВЦИОМ, каждый третий положительно относится к идее проведения сочинского этапа. В качестве главного аргумента респонденты называют престиж этих соревнований и повышение статуса России. Вот и трибуны шоу Moscow City Racing 2013 больше всего напоминали пестрое лоскутное одеяло из зонтиков разных цветов и размеров: несмотря на пасмурную погоду, зрителей собралось немало.
В этом году во второй раз в столицу пожаловала русско-британская конюшня Marussia, дебютировавшая в «Формуле-1» в прошлом сезоне: себя показать да людей посмотреть, в том числе, вероятно, ища в них потенциальных инвесторов. «Формула-1» – дорогое удовольствие, говорит главный исполнительный директор Marussia F1 Team Энди Уэбб. По его словам, минимальный бюджет команды составляет порядка 1,25 млн фунтов стерлингов в неделю, максимальный превышает эту цифру в 2–3 раза. «Есть несколько источников финансирования: доход от коммерческих прав, вложения владельцев команды, но главное – спонсорские взносы. Они позволяют планировать бюджет в долгосрочной перспективе», – подчеркивает президент и спортивный директор Marussia F1 Team Грэм Лоудон. Команды с минимальным числом спонсоров находятся в замкнутом круге: из-за ограниченного бюджета они вкладывают в машину гораздо меньше средств, чем лидеры, и не могут заключить контракт с дорогим и быстрым пилотом. По этой причине они не попадают в топ-10 в гонках – значит, получают мало времени в трансляциях. А деньги ведь любят победителей...
Российское «гражданство» Marussia, как медаль, имеет две стороны. «Да, у некоторых компаний есть скепсис относительно вложений в Marussia F1 Team, многие с недоверием вспоминают прошлое и репутацию России. Но страна делает правильные шаги: зимние Олимпийские игры в Сочи, чемпионат мира по футболу, этап «Формулы-1» в Сочи – это должно изменить ситуацию в лучшую сторону», – надеется Энди Уэбб. При этом у Marussia куда больше шансов заинтересовать российских инвесторов. «США, Китай и Россия – вот три основные страны, где «Формула-1» недостаточно раскручена и где к ней есть наибольший интерес», – отмечала в одном из своих интервью бывший менеджер гонщика Виталия Петрова, а ныне коммерческий директор команды Caterham Оксана Косаченко. Российские компании действительно постепенно включаются в гонку спонсорских вложений: с 2010-го «Лаборатория Касперского» является официальным спонсором Scuderia Ferrari, поддержку Marussia осуществляет букмекерская контора «Лига ставок», из последних новостей – три российские компании, готовые инвестировать в Sauber более 350 млн евро.
«Формула-1» манит спонсоров своей исключительностью, что для России, раньше практически не представленной в этих соревнованиях, особенно актуально. «Крутые машины, шоу, вызывающее восхищение... «Формула-1» – гонки, которые стоят особняком и являются весьма дорогим эксклюзивом. Это, с одной стороны, проблема для спонсоров, но это же их и привлекает», – полагает директор по маркетингу немецкой гоночной серии DTM Филипп Беркесси. Согласно подсчетам Энди Уэбба, потенциальным инвесторам требуется не менее 10 млн фунтов. Арифметика проста: эффективность спонсорства той или иной конюшни «Формулы-1» напрямую зависит от того, сколько эфирного времени команда занимает в прямых трансляциях. Чем его больше, тем выше вероятность того, что зритель запомнит бренд, а значит, тем выгоднее спонсорство. Понятно, что самые высокие показатели и, соответственно, бюджеты у лидеров – Red Bull Racing, McLaren и Ferrari.
Потому что мы пилоты...
Впрочем, не только в деньгах дело. Спонсоры – это важно, но за рулем сидят не они. Королевские гонки – главная цель в карьере большинства пилотов. DTM, GP2, ELMS – можно перечислять какие угодно автомобильные соревнования, но лишь при упоминании «Формулы-1» в глазах спортсмена появляется особый огонек. Для Макса Чилтона, которого многие эксперты не без оснований причисляют к когорте подающих надежды, путь за руль болида начался в девять лет: картинг, потом участие и победы в британской «Формуле-3», GP2 и, наконец, должность резервного гонщика Marussia. Подготовительный период спортсмена может продлиться несколько лет, за которые будет потрачено около десятка миллионов долларов, говорят эксперты.
Со стороны кажется, что быть пилотом «Формулы-1» довольно просто: изучил трассу, проехал гонку. На деле же в обязанности спортсмена входит не только выступление на соревнованиях, но и участие в рекламных кампаниях спонсоров и тесная работа с инженерами по обновлению болида. Она играет едва ли не главную роль. «Работа с инженерами, физическая подготовка и психологическое напряжение – все это, конечно, нелегко. Но не это самое важное. Прежде всего – результат», – признается японский пилот Камуи Кобаяси, надевая шлем с логотипом Ferrari. Говорит он, в общем-то, правильные вещи. Впрочем, забывает один нюанс. Деньги. Это камень преткновения для многих начинающих, пусть даже очень талантливых гонщиков. Сам Кобаяси с 2009 года выступал в «Формуле-1» за Sauber F1 Team, но в 2012-м команда не продлила с ним контракт. Вскоре фанаты организовали акцию, чтобы собрать спортсмену средства для участия в Королевских гонках. Стать боевым гонщиком Камуи в итоге не удалось, но он хотя бы не вылетел из игры: сейчас он тестовый пилот Ferrari.
Подобные истории в «Формуле-1» исчисляются десятками, если не сотнями. С первым и пока единственным российским боевым гонщиком «Формулы-1» Виталием Петровым произошла, к сожалению, похожая. «Что предпочтет команда – талантливого гонщика без копейки или посредственного пилота с хорошими спонсорами? Выбор, скорее всего, падет на второго. Да, деньги иногда берут свое», – вздыхает Виталий, сидя за рулем ё-мобиля. Для продолжения контракта с Caterham Виталию надо было заплатить около 15 млн долларов. Теперь гонщик активно участвует в продвижении концепт-кара: катается на нем у стен Кремля и вдохновенно нахваливает журналистам. На вопрос, означает ли это, что Михаил Прохоров, возможно, выступит в будущем сезоне спонсором, он говорит, что направлял такое предложение бизнесмену, но ответа пока не получил. «Мало кто сейчас может прийти в «Формулу-1» и сразу стать звездой. Сперва нужно доказать, что ты чего-то стоишь. Даже Баррикелло и Шумахер оплачивали участие в команде, когда начинали. Потом они совершенствовали свое мастерство, и команды платили уже им. Сегодня большинству пилотов «Формулы-1» платят команды», – рассказывает Энди Уэбб. Гонорары топовых гонщиков впечатляют: согласно информации французского издания Business Book GP, доходы Фернандо Алонсо и Льюиса Хэмилтона достигли 20 млн евро за сезон, в среднем же зарплата гонщика «Формулы-1» – 4,8 млн евро.
Ай, болид!
Со стороны паддока Moscow City Racing время от времени раздается громкое дребезжание – грохочут поддоны, на которых везут болид: сам он не приспособлен для медленной езды. После такого триумфального возвращения с трассы спортсмен с рулем в руках покидает кокпит и принимается отвечать на вопросы журналистов. Вокруг спорткара толпятся инженеры: кто-то укрывает колеса, чтобы шины не остывали, кто-то натирает и без того глянцевые бока машины белой тряпкой. Охранники сурово просят собравшихся удалиться из гаража. Можно сколько угодно общаться с пилотами и брать у них автографы. Главное – подальше от машины.
Стоимость болида сложно рассчитать, ведь над созданием автомобиля работает вся команда: сначала дизайнеры, потом конструкторы и инженеры. «Для сравнения, у нас в команде задействовано 200 человек, у Ferrari – 700, у Red Bull – 800. Разница в количестве персонала велика, так что и затраты на производство различаются. В конечном счете цена машины и равняется всем расходам команды – все тем же 1,25 млн фунтов в неделю», – говорит Энди Уэбб. В последнее время Marussia ставили в упрек не самые надежные моторы – двигатели Cosworth, однако в июне команда объявила о подписании стратегически важного контракта: с 2014 года силовые установки будет поставлять Ferrari. «Ключ к успеху в том, чтобы ингредиенты «пирога» – хороший двигатель и качественные запчасти – собрались воедино. Ferrari – бренд номер один в автоспорте, и переоценить значимость этого партнерства трудно. Что до деталей для болида, то все их Marussia Motors изготавливает самостоятельно, а это 9190 частей, которые должны идеально подходить друг к другу», – поясняет Энди Уэбб.
Со следующего года команды «Формулы-1» будут играть по новым правилам: место атмосферных моторов займут турбированные агрегаты. По большому счету это означает, что все конюшни начнут с нуля. Вернее, уже начали: усилия дизайнеров и инженеров направлены на работу над автомобилем 2014 года. «Сейчас команды находятся в одинаковых условиях, ведь у всех ограниченное количество времени на создание болидов, соответствующих новым требованиям», – замечает Грэм Лоудон. Королевские гонки ждут кардинальные перемены, и это позволит Marussia подтянуться к лидерам, надеется он.